Юридические требования
к рекламе
Наличие согласования Министерства здравоохранения Республики Беларусь
Обязательному согласованию в Министерстве здравоохранения (далее по тексту — Минздрав) Республики Беларусь подлежит реклама*
Лекарственных
препаратов
Методов оказания
медицинской помощи
Работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность
Изделий медицинского
назначения
Медицинской
техники
Биологически активных добавок к пище (далее по тексту — БАД)
За исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
При наличии данной информации в общей характеристике лекарственного препарата и (или) инструкции по медицинскому применению (листке-вкладыше).
Перечень не является закрытым, законодательством предусмотрены и иные случаи.
Реклама размещается в строгом соответствии с согласованием Минздрава
Не допускается включение в согласованную рекламу текста (включая отдельные слова) и/или изображений без дополнительного согласования с Минздравом.
Без согласования Минздрава можно размещать рекламу
  • 1
    Наружную рекламу.
  • 2
    Рекламу на транспортном средстве.
  • 3
    Потребителями которой являются исключительно медицинские или фармацевтические работники и (или) которая размещается (распространяется) в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций или иных подобных мероприятий.
  • 4
    Лекарственных препаратов, медицинских услуг, изделий медицинского назначения и медицинской техники, размещение (распространение) которой осуществляется в специализированных печатных изданиях, перечень которых утверждается Минздравом, в местах осуществления медицинской деятельности либо в сети Интернет на сайтах организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
  • 5
    Работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно наименования этих работ и (или) услуг, их цену, место нахождения или место жительства, контактные данные (номера контактных телефонов и (или) доменные имена сайтов в сети Интернет) организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, их эмблемы и (или) иную символику, обязательную к размещению в рекламе информацию, их товарные знаки и (или) знаки обслуживания.
  • 6
    Содержащую исключительно торговые наименования и (или) международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, наименования изделий медицинского назначения и медицинской техники, их цену, наименования, место нахождения или место жительства, контактные данные их производителей, продавцов, в том числе поставщиков, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, изображение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники и (или) их потребительской упаковки.
Обязательная информация в рекламе
Предупредительная надпись
Предупредительная надпись в рекламе лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники должна содержать:

— Информацию о том, что объект рекламирования является лекарственным препаратом, изделием медицинского назначения или медицинской техникой.

— Рекомендацию о необходимости ознакомления с инструкцией по медицинскому применению и (или) листком-вкладышем лекарственного препарата, инструкцией по медицинскому применению изделия медицинского назначения или медицинской техники и (или) консультации с врачом.

Предупредительная надпись в рекламе БАД должна содержать информацию:

— О том, что что объект рекламирования является биологически активной добавкой к пище.

— О необходимости ознакомления с рекомендациями по применению БАД.

Предупредительная надпись должна занимать не менее 5% площади рекламы
В рекламе предпринимательской деятельности обязательно нужно указывать УНП и юридическое наименование рекламодателя*
Иная обязательная информация в рекламе лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники
1
Указание на рекламный характер.
2
Предупреждение о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и нежелательные или побочные реакции.
3
Наименование лекарственного препарата, изделия медицинского назначения или медицинской техники.
4
Наименование производителя лекарственного препарата, изделия медицинского назначения или медицинской техники.
Дополнительно для рекламы лекарственных препаратов обязательно указывать
  • Предупреждение об особенностях применения рекламируемого препарата при беременности**.
  • Предупреждение о степени тяжести симптомов, синдромов или заболеваний, при лечении которых применяется рекламируемый препарат**. При этом реклама не должна создавать у потребителя рекламы впечатления о возможности использования данного лекарства при более тяжелых состояниях.
  • Продолжительности приема лекарственного препарата.
  • В рекламе гомеопатических препаратов указание на то, что оно является гомеопатическим.
Иная обязательная информация в рекламе работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, методов оказания медицинской помощи
Указание на рекламный характер.
Предупреждение о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и нежелательные или побочные реакции.
Иная обязательная информация в рекламе биологически
активных добавок к пище
  • Указание на рекламный характер.
  • Предупреждение о том, что объект рекламирования имеет медицинские противопоказания к его применению и нежелательные или побочные реакции.
  • Наименование биологически активной добавки к пище.
  • Наименование производителя биологически активной добавки к пище.
  • Информация о том, что объект рекламирования не является лекарственным препаратом, не предназначен для лечения заболеваний.
Требования и ограничения по содержанию рекламы
Требования и ограничения по содержанию медицинской рекламы установлены:

— Законом Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

— Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 23.07.2013 № 63 «О реализации Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе».

Требования к шрифту и языку рекламы:
— Реклама размещается на русском или белорусском языках*, иностранный язык можно использовать наряду с разрешенными языками при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению данного текста тексту на русском или белорусском языках.

— Предупредительные надписи и иная обязательная к размещению в рекламе информация должны быть выполнены четкими буквами и цветом, контрастирующим с цветовым фоном площади рекламы.

— Должны быть выполнены четкими буквами и шрифтом, размер которого не должен быть менее половины наибольшего размера шрифта, используемого в рекламе, сноски и иная информация, уточняющая информацию о:

- цене;
- скидках;
- наличии объекта на рынке;
- возможности его приобретения в указанных в рекламе количестве и месте;
- об основаниях использования в рекламе слов "номер один", "первый" и иных слов, создающих впечатление о преимуществе объекта перед другими объектами;
- изображения награды или указания позиции в рейтинге.

— Реклама должна быть изложена доступным для восприятия образом и языком.
Запрещается реклама
  • Лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, не зарегистрированных в Республике Беларусь*.
  • Не разрешенных к применению Минздравом методов оказания медицинской помощи.
  • Работ и услуг в области здравоохранения, не являющихся работами и услугами, составляющими медицинскую деятельность.
  • Медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам).
  • Лекарственных препаратов, которые отпускаются только по рецепту врача, изделий медицинского назначения и медицинской техники, не предназначенных для самостоятельного применения пациентом*.
  • Биологически активных добавок к пище, не прошедших государственную регистрацию***.
Не допускается реклама лекарственных препаратов, методов оказания медицинской помощи, работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники с использованием
1
Утверждений о лечебном эффекте в отношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению.
2
Утверждений о том, что эффект от применения объекта рекламирования абсолютно гарантирован.
3
Обращений непосредственно к несовершеннолетним.
4
Информации, которая не соответствует инструкции по применению препарата.
5
Ссылок на конкретные случаи излечения после применения объекта рекламирования, выражения благодарности за это.
6
Приема «До» и «После».
7
Информации, создающей впечатление об отсутствии необходимости обращения к врачу в случае применения объекта рекламирования.
8
Утверждения или предположения о наличии состояний, которые требуют применения объекта рекламирования.
9
Сравнения с другими препаратами, медицинскими услугами или медицинскими изделиями.
10
Утверждения, что безопасность или эффективность объекта рекламирования связана с его естественным происхождением.
11
Образов медицинских, фармацевтических работников для «немедицинской» рекламы*.
12
Рекомендаций государственных органов, иных организаций, используемых в целях усиления рекламного эффекта***.
Не допускается реклама БАД с использованием
  • Сведений, не соответствующих информации, содержащейся на потребительской этикетке БАД.
  • Информации о медицинских показаниях к применению.
  • Утверждений о том, что БАД равнозначна или превосходит БАД-аналог.
  • Утверждения о том, что БАД способна заменить рациональное питание и (или) их постоянное применение требуется при соблюдении диеты.
  • Утверждения о том, что БАД способна защитить от воздействия неблагоприятных экологических и социально-бытовых факторов, психоэмоциональных перегрузок.
  • Информации о возможности быстрого (более чем 5 кг в месяц) снижения массы тела***.
Дополнительные требования к медицинской рекламе
  • Запрет натуралистично изображать человеческое тело, органы, измененные патологическим процессом.
  • Запрет упоминать лечение социально опасных заболеваний, туберкулеза, ВИЧ, онкологических заболеваний, бессонницы, сахарного диабета и других нарушений обмена веществ (за исключением рекламы методов оказания медицинской помощи, медицинских услуг (работ).
  • Отсутствие императивных указаний о необходимости применения объекта рекламирования.
  • Запрет на упоминание клинических, доклинических (неклинических) исследований или испытаний и их результатов.
  • Отсутствие утверждений о том, что применение объекта рекламирования является безопасным и не сопровождается развитием побочных реакций.
  • Соответствие информации о рекламируемых медицинским услугам (работам) сведениям, указанным в специальном разрешении (лицензии)*.
  • Запрет на использование любых форм материального поощрения (кроме скидок.) при приобретении объекта рекламирования в рекламе лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, медицинской техники и БАДов.
  • Отсутствие утверждений, создающих впечатление, что лекарственный препарат может быть использовано как иной товар немедицинского применения ***.
  • *За исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
  • **При наличии данной информации в общей характеристике лекарственного препарата и(или) инструкции по медицинскому применению (листке-вкладыше).
  • ***Перечень не является закрытым, законодательством предусмотрены и иные случаи.